Придется ли доплачивать за багаж в самолете? В «Аэрофлоте» прокомментировали введение оплаты багажа по невозвратным билетам Невозвратный билет на самолет багаж

Госдума приняла законопроект, который позволит авиакомпаниям запрещать пассажирам с невозвратными билетами бесплатный провоз багажа.

Неужели мы больше не сможем летать с чемоданами? Авиабилеты станут ещё дороже? Долой панику, давайте вместе во всём разбираться.

Что такое невозвратные билеты и насколько бесплатен “бесплатный багаж”?

Невозвратные билеты отличаются от возвратных тем, что пассажир, отказавшись от перевозки по собственному желанию, не сможет вернуть потраченные на билет деньги.

Новый закон касается только невозвратных билетов. Для возвратных билетов сохраняется бесплатная норма провоза багажа минимум в 10 кг.

Вообще “бесплатный” багаж не такой уж и бесплатный: его стоимость изначально включена в тариф авиабилета. Поэтому Минтранс предложил сделать часть билетов безбагажными. Согласно статистике авиакомпании “Победа”, 40% пассажиров лоукостера летают налегке. А благодаря новому закону людям больше не придётся платить за то, чем они не пользуются.

Как именно будет работать закон?

На самом деле многие авиакомпании уже давно ввели безбагажные тарифы. Например, если Вы покупаете самые дешёвые невозвратные билеты от UTair, за багаж Вам придётся доплачивать в аэропорту. А теперь это будет подтверждено законом. То есть, авиакомпания сама сможет решать, убрать багаж из невозвратных билетов или оставить.

Самое главное - перевозчик обязан сообщить пассажиру об условиях перевозки вещей до покупки билета.

Безбагажные авиабилеты уже давно продаются, только теперь они будут официально подтверждены законом

А что будет с ручной кладью?

Пассажиры по-прежнему будут иметь право на провоз ручной клади весом до 5 кг. Помимо этого без дополнительных плат с собой на борт можно взять портфель, дамскую сумочку, портплед с костюмом, костыли, люльку и детское питание.

Аэрофлот и S7 не планируют менять тарифную политику, а Победа обещает снизить цены на билеты без багажа

Что говорят авиакомпании об изменениях в Воздушном кодексе? Представители S7 Airlines и Аэрофлота приветствуют принятие закона о невозвратных безбагажных билетах, но менять свою тарифную сетку не собираются.

Напомним, что у S7, UTair, Нордавиа и других перевозчиков уже есть билеты без багажа: в тариф базовый эконом включена только бесплатная ручная кладь до 10 кг. Билеты на самолеты Аэрофлота предусматривают бесплатный провоз и багажа, и ручной клади при покупке любых тарифов.

А вот лоукостер “Победа” обещает снизить цены на свои билеты на 20%, когда новый закон вступит в силу.

Что делать, если я купил невозвратный билет с багажом, а после принятия закона авиакомпания поменяла тариф на безбагажный?

Клиенты FlyNow задают вопрос, что делать, если билеты уже куплены? Придётся ли доплачивать за чемодан в аэропорту? Не придётся! Закон не имеет обратной силы, то есть, на каких условиях были куплены билеты, на таких вы и полетите. В общем, бояться нечего: ваш багаж останется при вас.

Если билеты куплены по условиям, действующим до принятия закона, то никаких проблем не возникнет

Как узнать условия провоза багажа при покупке авиабилетов через интернет?

Покупая билеты в авиакассах FlyNow, наши сотрудники предупредят вас о возможности провоза багажа и помогут выбрать оптимальный для вас вариант перелета.

Если же вы покупаете билет самостоятельно на сайте, то обратите внимание на информацию, размещенную после информации о самом рейсе.

На сайте бронирования авиабилетов FlyNow указывается подробная информация о возможности обмена, возврата авиабилетов и о норме багажа, разрешенного к бесплатному провозу.

Вот, например, вариант вылета по невозвратному билету с разрешенным к провозу багажом. Указана возможность обмена билета на другую дату вылета и бесплатный провоз одного места багажа.

25 июля Совет Федерации подписал закон об отмене бесплатного багажа для невозвратных авиабилетов. Этот законопроект был внесен в Госдуму еще три года назад, но лежал без движения, а на прошлой неделе его неожиданно быстро приняли. Эксперты считают, что пролоббировать документ могла компания «Победа», ведь возможность свободно регулировать тарифы особенно актуальна для лоукостеров. Тем временем крупные российские авиакомпании говорят, что пока не собираются менять условия своих тарифов.

Согласно новым поправкам в Воздушный кодекс, тариф билета, который нельзя вернуть, «может не предусматривать» бесплатный багаж. Предусматривать ли возможность невозвратных билетов без багажа, решает сам перевозчик. Норму по весу бесплатного багажа также определит авиакомпания, но есть строгий минимум: 10 кг и (или) два места багажа на одного пассажира. Также в тексте закона прописано, что у перевозчика есть право на расторжение договора воздушной перевозки пассажира в одностороннем порядке в связи с его отказом, например, уже в аэропорту оплатить провоз багажа. При этом сам перевозчик обязан проинформировать пассажира о том, нужно ли ему будет оплачивать багаж. И сделать это авиакомпания обязана еще до покупки билета.

Глава Министерства транспорта (Минтранс) Максим Соколов отметил, что закон позволит снизить цены на билеты на 10—20%. Авиакомпания «Победа» уже выступила с заявлением о том, что готова снизить базовые цены до 20%: «Победа» считает разумным решением предоставление клиенту возможности отказаться от ненужных ему услуг». В компании отмечают, что почти половина пассажиров, летающих «Победой», путешествуют «налегке» и не пользуются правом провоза багажа до 10 кг. При этом в прошлом году разразился скандал, когда пассажиры «Победы» не могли пройти в салон с рюкзаками: сотрудники компании отказывались признавать их ручной кладью и требовали сдавать в багаж, доплачивая за услугу уже в аэропорту.

Компания «Аэрофлот» заявила, что в настоящее время не планирует вводить «безбагажные тарифы». «Цены на авиабилеты в эконом-классе в связи с принятием нового закона не изменятся, — гласит ответ, который прислала в редакцию пресс-служба компании. — Данный законопроект позволит гармонизировать российское законодательство с международными практиками и крайне необходим для общего развития лоукост-перевозок в России. В частности, низкобюджетная авиакомпания «Победа», входящая в Группу «Аэрофлот», сможет существенно снизить базовые тарифы. Также стоит отметить, что закон, прежде всего, отвечает интересам пассажиров. Он даст возможность пассажирам, осуществляющим перелет без багажа, покупать авиабилеты за меньшую цену. Необходимо дать пассажиру право выбирать услуги, которые ему предпочтительны на данном рейсе. Важно, что билеты по безбагажному тарифу будут альтернативой, а не заменой обычным билетам».

— Конечно, закон пролоббировали сами авиакомпании, — считает Андрей Крамаренко , ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

— Здесь не может быть интереса пассажира. Сделано это для дополнительной прибыли, которую компания получает за пользование допуслугами. Кроме того, это закон не только о багаже, но и о ручной клади.

Минтранс утвердил перечень вещей, которые кроме ручной клади пассажир может взять с собой на борт самолета. Многих удивило, что в списке нет мобильного телефона, фотоаппарата, ноутбука и верхней одежды. Тех вещей, которые пассажиры чаще всего берут с собой в полет. То есть все это должно будет входить в норму 5 кг, выделенную на ручную кладь.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с резкой критикой перечня вещей, включенных в ручную кладь: «Вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, цветы, верхнюю одежду». В Минтрансе Матвиенко ответили, что «оптимизация» перечня проведена на основе исследований, выявивших «менее востребованные» предметы, которые пассажиры обычно берут с собой на борт самолета помимо ручной клади.

Что теперь будет с ценами на авиабилеты? Олег Пантелеев , глава аналитической службы информационно-аналитического агентства «АвиаПорт», полагает, что тарифы, не позволяющие провозить багаж, будут дешевле рублей на 200—400, при этом «багажные» тарифы, как возвратные, так и невозвратные, могут подорожать на 2—3 тысячи. Пантелеев считает, что авиакомпании убедили правительство изменить действующие правила, чтобы компенсировать большие убытки, которые отрасль несет в последние годы. По подсчетам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, в 2016 году их совокупный убыток составил 10 млрд рублей — это на 17,6% больше, чем годом ранее (8,5 млрд). Заинтересована в изменениях больше других была компания «Победа».

— Сейчас авиаперевозчики сталкиваются с неблагоприятной ситуацией: сложившийся на рынке уровень цен не обеспечивает окупаемость перевозок, — говорит Пантелеев. — Инициировали изменение правил в первую очередь авиаперевозчики, при этом наши законодатели видят, что так или иначе безбагажные тарифы присутствуют в мировой авиационной практике, так что ничего сверхъестественного в этом нет. Вопрос только в том, как известную и практикуемую в мире систему, которая предусматривает существование безбагажных тарифов, реализовать так, чтобы дать возможность сэкономить пассажирам, которые летают налегке, и не создавать дополнительных ловушек и подводных камней для тех, кто берет с собой багаж.

Федор Борисов , ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, не доверяет сведениям об огромных убытках авиаперевозчиков:

— На мой взгляд, это была ошибка в расчетах. Первая пятерка перевозчиков (группа «Аэрофлот», включая «Россию», S7, «Ютэйр», «Уральские авиалинии») закончила 2016 год с прибылью, из первой тридцатки половина пошла с прибылями. По мнению Борисова, законопроект является оправданным компромиссом, приближающим российскую отрасль авиаперевозок к современным стандартам:

— Лоукостер — это не авиакомпания низких цен, это компания невысоких издержек. Пассажиру предлагается самому формировать пакет услуг, которые он хочет получить. Возможность для бизнеса самостоятельно определять нормы провоза багажа — это один из необходимых атрибутов для развития лоукоста. В разных странах есть разное регулирование, но в целом это вопрос качества услуги, и он регулируется рынком. Поэтому никакой катастрофы не произошло. Потребители изменений даже не почувствуют: давно уже есть безбагажные тарифы, которые авиакомпании применяют, нарушая законодательство, а сейчас они будут их применять, не нарушая законодательства. Цена определяется не законами, она определяется спросом и предложением. Вы и сейчас не бесплатно возите багаж, просто эта цена забита в тариф.

— На данный момент Минтранс предлагает правила, которые не включают в вес ручной клади такие вещи, как компьютер, телефон, планшет, фотоаппарат, верхнюю одежду, — на мой взгляд, это будет создавать конфликтные ситуации. Есть вещи, которые являются необходимыми атрибутами путешествия. А например, за компьютерами — будущее системы развлечений на борту: сейчас в сиденьях есть телевизионные экранчики, а в будущем будет вай-фай на борту с возможностью скачивать контент, это позволит снизить вес самолета и улучшить эргономику.

Закон вступает в силу через 60 дней после дня его официального опубликования. Будет ли пересмотр списка «запрещенки» после критики, прозвучавшей от сенаторов, пока неизвестно. «Новая» отправила запрос в правительство РФ с просьбой устроить встречу с тем конкретным чиновником, кто разрабатывал этот перечень, — вот у него и спросим.

Подвиги Минтранса

Чиновники Министерства транспорта в последние месяцы добились еще двух «крупных успехов».
  1. В тесном сотрудничестве с депутатами Госдумы Минтранс спровоцировал коллапс перевозок на общественном транспорте и такси. Дума приняла закон о том, что с 1 июня водители с иностранными правами не могут работать на территории России. Цены на такси начали расти, иностранцы работали нелегально, автобусные парки заставляли водителей-россиян работать сверхурочно. В Думе спокойно объясняли, что во всем виноват Минтранс — там, мол, не разработали к моменту принятия закона регламент, регулирующий выдачу прав российского образца на основании иностранных.
  2. Минтранс ввел обязательную регистрацию дронов весом от 250 граммов — теперь при покупке беспилотника гражданин должен будет ставить его на учет в специальном госучреждении и запрашивать разрешения на полеты. Так что увидеть дачи коррупционеров будет сложнее, а попутно, кажется, закроются все профильные детские кружки: в небо нам не нужно — его контролирует товарищ майор. (Подробнее об этом — в ближайших номерах «Новой».)

Кто выиграет от этой ситуации?

В разгар летнего сезона, когда россияне стремятся улететь в теплые края, не умолкают споры вокруг того, что теперь за авиабагаж при невозвратных билетах придется платить. Накануне соответствующий . Коллизия еще и в том, что в списке вещей, разрешенных для бесплатного провоза, не оказалось фотоаппаратов, зонтов, мобильных телефонов, верхней одежды.

В правительстве уверены, что новое багажное правило снизит стоимость билетов и поддержит лоукостеры. Эксперты авиарынка заявляют, что выгодополучателями от законопроекта являются перевозчики. Кто же выиграет от этой ситуации - авиакомпании или их клиенты?

Тарифы с невозвратными местами чаще всего предлагают лоукостеры, хотя такая опция есть и в классических авиакомпаниях. По существующему законодательству РФ и в соответствие с Федеральными авиационными правилами, провоз багажа до 10 кг и ручной клади включен в любые тарифы, в том числе невозвратные. В частности, обязанность включать в тарифы провоз багажа возложена и на единственный лоукостер в стране - авиакомпанию «Победа».

Однако новая норма, предложенная Минтрансом и одобренная парламентом, может помочь пассажирам сэкономить, если они собираются в путешествие налегке. По крайней мере, в низкобюджетной авиакомпании «Победа» заявили о готовности снизить базовые цены на авиабилеты в случае изменения законодательства в части провоза багажа. Как отметили представители лоукостера, снижение тарифов может достичь 20%. В авиакомпании считают, что перевозчики должны иметь возможность самостоятельно, но с учетом интересов клиентов, устанавливать нормы провоза багажа без дополнительной платы или предоставлять более выгодные тарифы тем, кто хочет сэкономить на перелете.

В то же время эта мера необходима для успешного развития лоукостеров, ценовая политика которых и основана на отказе от многих услуг. В европейских низкобюджетных перевозчиках такие услуги, как багаж в багажный отсек, регистрация в аэропорту, дубликат посадочного талона не включены в минимальный тариф в отличие от российского лоукостера. Например, в британской EasyJet эти опции стоят от £13 до £45, а в венгерской Wizz - от € 10 до € 50. Ручная кладь в этих авиакомпаниях обычно включена в тариф, но всё сверх нормы оплачивается отдельно. В «Победе» же, наоборот, за вещи, пронесенные в салон самолета, пассажиры доплачивают, но за дамскую сумочку, ноутбук, зонт, коляску и некоторые другие предметы сверх нормы лоукостер денег не берет. Получается, что люди, летающие налегке, с той же сумочкой или портфелем, вынуждены оплачивать свой несуществующий багаж, поскольку он автоматически включен в тариф. По данным лоукостера, таких пассажиров у авиакомпании около 40% и они от снятия багажного обременения только выиграют.

Не планируют вводить безбагажные тарифы и крупнейший российский перевозчик - «Аэрофлот». В авиакомпании заявили, что цены на авиабилеты в эконом-классе в связи с принятием нового закона не изменятся, а новое правило даст возможность пассажирам, осуществляющим перелет без багажа, покупать билеты за меньшую стоимость. «Данный законопроект позволит гармонизировать российское законодательство с международными практиками и крайне необходим для общего развития лоукост-перевозок в России. Необходимо дать пассажиру право выбирать услуги, которые ему предпочтительны на данном рейсе. Важно, что билеты по безбагажному тарифу будут альтернативой, а не заменой обычным билетам», - сообщили «МК» в авиакомпании.

Принимая законопроект Минтранса на заключительном заседании весенней сессии Совфеда, сенаторы отметили необходимость его доработки. По убеждению членов верхней палаты, запрещать бесплатно провозить зон и телефон - безответственно. В любом случае, документ одобрен, теперь главное, чтобы не получилось «как всегда», когда «хотели как лучше».

Если что-то пошло не так и отпуск приходится отменять или переносить, первым возникает вопрос о возвращении денег за авиабилеты. Некоторые можно спокойно вернуть или обменять, для других это невозможно, и при отказе лететь вы потеряете всю их стоимость. Вместе с коллегами из сервиса путешествий OneTwoTrip разбираемся в тонкостях возвратных и невозвратных тарифов.

Как было раньше

До июня 2014 года все авиабилеты российских авиакомпаний были возвратными: пассажир мог вернуть билет даже непосредственно перед вылетом, и в этом случае получал назад 75 процентов стоимости (при возврате менее чем за сутки авиакомпания удерживала в виде штрафа 25 процентов). Если возврат оформлялся за несколько суток до вылета, то обходилось вообще без финансовых потерь.

Были, правда, сервисные сборы за возврат, у каждой авиакомпании свои, но в целом можно было получить практически все потраченные на билеты деньги. Риски отказа пассажиров от перелета закладывались в тариф, соответственно билеты стоили дороже.

После вступления в силу поправок к Воздушному кодексу появились так называемые невозвратные билеты. Предполагалось, что поправки создадут в России условия для развития лоукостеров. Но в результате все авиакомпании сделали свои самые дешевые билеты невозвратными. Также на рынке распространились гибкие тарифы - не только невозвратные и необменные, но и без багажа. В итоге цена на перелеты по внутренним направлениям снизилась примерно на четверть.

Как узнать, какой тариф у вашего билета

Сумма, которую вы платите за билет, формируется из двух частей: тариф плюс сборы и таксы. Тариф - это стоимость перелета. Тариф устанавливается компанией в зависимости от протяженности маршрута, сезона и класса бронирования (эконом или бизнес). Но есть еще аэропортовые сборы за наземное обслуживание самолетов, топливный, страховой и сервисный сборы.

Перед покупкой изучите информацию на сайте, где приобретаете билеты, и найдите правила тарифа. Обращайте внимание на следующие фразы (в правилах они всегда написаны на английском):

TICKET IS NON-REFUNDABLE IN CASE OF CANCEL/NO-SHOW - билет невозвратный, если пассажир отменил поездку или не явился на посадку. То есть вернуть такой билет без весомой причины не получится. Может быть указана и только первая часть формулировки - Ticket is non-refundable. Смысл тот же.

CHANGES NOT PERMITTED - билет не подлежит обмену.

CHANGES ANY TIME CHARGE EUR 50.00 - обменять такой билет можно, но за 50 евро. Сумма может варьироваться у разных авиакомпаний.

NAME CHANGE NOT PERMITTED - изменить имя в билете нельзя.

WHERE FARE IS NON-REFUNDABLE ANY TIME IN THIS CASE YQ/YR SURCHARGES ARE ALSO NON-REFUNDABLE - Здесь «YQ/YR» обозначает таксы. Имеется в виду, что если тариф билета невозвратный, то таксы также не подлежат возврату.

Как называются невозвратные тарифы у российских авиакомпаний

У есть два невозвратных тарифа: «Эконом промо» и «Эконом бюджет».

Не принимает обратно билеты, которые продают по тарифу «Базовый», в том числе «Эконом базовый» и «Бизнес базовый».

У невозвратные тарифы - «Лайт Эконом».

У « » невозвратные билеты продают по промотарифам.

«Победа» предлагает невозвратные билеты по тарифам «Стандарт» и «Пакет плюс».

У Nordwind Airlines - тариф «Промо».

А что у зарубежных авиаперевозчиков?

Там все иначе. У иностранных авиакомпаний нет постоянных невозвратных тарифов. Обычно нельзя вернуть билеты, купленные в рамках акций и распродаж. В остальных случаях нужно изучать правила тарифа.

Исключение - компании-лоукостеры. У них большинство билетов невозвратные по умолчанию. Иногда, правда, перевозчик разрешает сменить имя пассажира в билете за дополнительную плату.

Насколько выгоднее невозвратные билеты

У большинства авиакомпаний возвратные и невозвратные тарифы есть и для эконом-, и для бизнес-класса. Возвратные и невозвратные билеты в одном классе отличаются только возможностью вернуть билет, если вдруг вы отмените перелет. Все остальное - кресла, меню - такое же.

Возвратные билеты всегда дороже. Например, у «Аэрофлота» по направлению Москва - Рим с вылетом 11 августа невозвратный билет тарифа «Эконом бюджет» стоит 14 890 рублей. Если хотите взять возвратный билет, есть два варианта: тариф «Эконом оптимум» (18 155 рублей, за возврат удержат 70 евро) или «Эконом премиум» (22 640 рублей, возврат и обмен бесплатные).

Как вернуть билет

Если улететь не получается, сразу сообщите о необходимости возврата в службу поддержки сервиса, в котором купили билет. Дело в том, что за возврат в некоторых случаях все же придется заплатить штраф: обычно это прописано в правилах тарифа. И чем ближе к вылету, тем больше штраф - иногда до половины стоимости билета. Крайним сроком возврата считается момент окончания регистрации на рейс (в некоторых авиакомпаниях - время вылета).

При обращении в службу поддержки максимально четко сформулируйте запрос: хотите вы вернуть билет (и не полетите совсем) или обменять на другие даты. Специалисту поддержки нужно точно знать, что от него требуется.

Некоторые авиакомпании возвращают или обменивают билеты только в офисе продаж, другие позволяют все оформить дистанционно. С этим, опять же, желательно ознакомиться заранее, прочитав правила тарифа. Если же вы покупаете билет в сервисе по продаже билетов, возврат обычно осуществляется через сервис.

Когда можно вернуть невозвратный билет

В некоторых случаях вернуть деньги за невозвратный билет все же можно. Это называется «вынужденным возвратом». Причин может быть две: смерть или тяжелая болезнь одного из пассажиров, либо нарушение авиакомпанией условий перевозки.

Если случилось несчастье и вы не можете лететь из-за болезни или смерти другого пассажира, необходимо как можно быстрее сообщить об этом авиакомпании. Вас снимут с рейса и попросят прислать документы, подтверждающие невозможность перелета. Важно связаться с перевозчиком до окончания регистрации на рейс.

Нарушением условий договора перевозки считается длительная задержка или отмена рейса. Продолжительность задержки в разных авиакомпаниях своя, все описано в правилах.

Отметим, что решение о вынужденном возврате принимает авиакомпания. Например, многие зарубежные перевозчики не считают отказ от перелета по медицинским причинам основанием для вынужденного возврата. Дело в том, что в Европе и США хорошо развита культура страхования, в том числе путешествий. И в случае непредвиденных обстоятельств покрывать издержки за несостоявшийся перелет придется страховой компании.

Можно ли получить назад хотя бы часть невозвратного билета?

Да. Напоминаем, цена билета складывается из двух частей - тариф и аэропортовые сборы. Согласно Воздушному кодексу, невозвратной является только тарифная часть, так что топливный и аэропортовый сборы вы можете получить назад, если иного не прописано в правилах тарифа. Например, у S7 Airlines для тарифа «Эконом базовый» не подлежат возврату таксы YR (сервисный сбор за бронирование) и YQ (топливный сбор), а также сбор за оформление авиабилета; вернут только аэропортовые таксы и сборы по неиспользованным участкам перелета.

Но даже если возместить все таксы, сумма получится небольшая.

Когда стоит покупать невозвратный билет

Вы точно уверены, что полетите, и не боитесь потерять деньги, если путешествие все же придется отменить? Выбирайте невозвратный билет. Во всех других случаях имеет смысл потратить чуть больше денег, но купить билет по возвратному тарифу.

В России собираются отменить бесплатный провоз багажа при покупке невозвратных авиабилетов. Соответствующий законопроект одобрили члены Совета Федерации и направили на подпись президенту. По мнению перевозчиков, инициативу стоит принять: она позволит снизить для пассажиров стоимость перелетов. Эксперты отмечают, что резкого удешевления авиабилетов вряд ли стоит ждать. Новые тарифы на невозвратные билеты без багажа пока ни одна авиакомпания официально не опубликовала, сообщает «Приморская газета».

В правительстве страны подготовили сразу два нормативно-правовых документа, которые изменяют правила провоза ручной клади и багажа в самолете.

КСТАТИ

Стоимость невозвратных авиабилетов можно вернуть при отказе от перевозки по инициативе авиакомпании (если состояние здоровья пассажира требует особых условий перевозки). Также деньги вернут в случае отказа от полета в связи с ухудшением здоровья (болезнью) или смертью члена семьи. Плата возвращается и в случае, если пассажир отказывается от перелета в связи с задержкой рейса или другими действиями перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств авиакомпании.

Первый из них разрешает авиакомпаниям не предоставлять возможность бесплатного провоза багажа покупателям невозвратных билетов. Соответствующий законопроект накануне одобрили в Совете Федерации и направили на подпись президенту. Закон вступит в силу через два месяца после официального опубликования. Сейчас пассажиры могут без доплат провозить до 10 кг независимо от типа билета.

Второй документ впервые регламентирует вес ручной клади авиапассажиров. Согласно ему граждане могут пронести с собой на борт не более 5 кг. Соответствующий проект поправок в Федеральные авиационные правила (ФАП) Минтранс опубликовал на федеральном портале проектов нормативных правовых актов - www.regulation.gov.ru. Сейчас в ФАП написано только, что в качестве ручной клади принимаются вещи, вес и габариты которых позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна.

Кроме того, поправки значительно сокращают перечень вещей, которые можно брать с собой бесплатно. Из перечня исключили верхнюю одежду, печатные издания, фотоаппараты, видеокамеры, портативные компьютеры, телефоны, зонтики, трости и букеты цветов. Если перечисленные предметы не войдут в ручную кладь весом от 5 кг, за них придется доплачивать.

В списке оставили дамскую сумочку или портфель, детское питание, люльку при перевозке ребенка, костыли и складное кресло-коляску. За них доплачивать в любом случае не придется.

Перечень был оптимизирован на основе исследований, выявивших наименее востребованные предметы, которые пассажиры обычно берут с собой на борт самолета помимо ручной клади, - уточнили в пресс-службе Минтранса.

Стадия публичного обсуждения законопроекта на портале www.regulation.gov.ru продлится до 7 августа. В это время каждый может написать к документу свои пожелания и замечания.

Авиаперевозчики говорят, что нововведения выгодны в первую очередь пассажирам. Клиент сможет выбрать наиболее подходящий тариф - дороже, но с бесплатным багажом или без бесплатного багажа, но самый дешевый.

У людей, летающих без багажа, появится возможность не переплачивать за билет и пользоваться более низкими тарифами, - заявил «Приморской газете» генеральный директор авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик.

Принятие поправок в Воздушный кодекс РФ выгодно и авиаперевозчикам, настаивают аналитики. Поэтому многие компании уже активно лоббируют законопроект.

Есть несколько факторов, за счет которых авиакомпании могут либо сэкономить, либо заработать, - подчеркнул глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Первый из них - расход топлива, и чем меньше груза на борту, тем он ниже.

Второй важный фактор - бесплатный багаж занимает место, которое можно было бы отдать под оплачиваемый груз, уточнил эксперт. А значит, перевозить его авиакомпаниям невыгодно. Третий - чем строже ограничения по провозу багажа, тем выше вероятность, что большинство пассажиров выберут более дорогие, возвратные тарифы или все-таки заплатят за багаж. В обоих случаях перевозчик останется в выигрыше.

По минимальным подсчетам, разница в стоимости билетов с багажом и без багажа должна составить около трех тыс. руб. при продолжительности полета три часа, подсчитывает Олег Пантелеев. Однако говорить, что стоимость авиабилетов в скором времени однозначно снизится, нельзя, подчеркивает аналитик. Ни одна компания все еще не опубликовала новые тарифы.

Однако уже есть заявления, в частности, от авиакомпании «Победа», согласно которым авиаперевозчик готов снизить стоимость тарифа на 20 %, если будут легализованы безбагажные тарифы, - отметил Олег Пантелеев.

Что касается требований к ручной клади, поправки в ФАП следует доработать, уверены эксперты. В текущей редакции и у пассажиров, и у авиаперевозчиков они вызывают массу вопросов. К примеру, если у человека будет в руках телефон или, допустим, куртка, которую он снял, то непонятно, нужно ли их обклеивать бирками и взвешивать. Брать деньги за перевоз трости или букета цветов и вовсе смешно.

Сейчас формулировки закона неоднозначны, - отметил заместитель председателя Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шакуров. - Кроме того, нужно вернуть пассажирам возможность бесплатно провозить верхнюю одежду хотя бы при длительных полетах, например, из регионов Сибири и Дальнего Востока.



Похожие публикации